'Черный кот - 2009'. Субъективные впечатления и мысли

XXII Межрегиональный молодежный фестиваль современного танца 'Черный кот - 2009', РязаньРовно неделю назад закончился XXII Межрегиональный молодежный фестиваль современного танца "Черный кот - 2009". Я, как и было обещано, написал пост, посвященный этому мероприятию. Сразу хочу сказать, что я не стал подробно описывать, что происходило в течение 3-х фестивальных дней. Я просто делюсь своими впечатления и мыслями по поводу всего фестиваля в целом. Ну что ж, поехали.

Еще раз хочу сказать, что "Черный кот" для меня является одним из любимых ежегодных мероприятий в Рязани, можно сказать, ожидаемым. То есть я шел на него с абсолютно позитивным настроем. И в результате получил несомненно огромное удовольствие. Однако, некоторое количество неудовольствия тоже было получено.

Общий уровень фестиваля остался без изменений (а, пожалуй, даже немного снизился), то есть развития никакого нет, что не есть хорошо. Коллективы приехали самые разные. Причем различались они не только по стилю и манере исполнения, но и по уровню подготовки (собрались как профессионала с многолетним опытом, так и абсолютные новички). Это, на мой взгляд, одна из проблем фестиваля. Он вроде как для любителей (по крайней мере, так себя позиционирует), но в тоже время активно зазывает (не верьте Крысанову, который говорил, что все в этом году сами просились поучаствовать в "Черном коте", это нет так) профессиональные коллективы (это понятно, зрителя ведь как-то надо привлечь, чтобы он пришел, купив совсем не дешевые билеты). При этом профессионального жюри не существует, и всех оценивает зритель (который в большинстве своем не разбирается, да и не обязан разбираться во всех тонкостях танцевального искусства). Поэтому результаты обычно обескураживают абсолютно.

Так случилось и на этот раз. На всякий случай опубликую полный список победителей (хотя эта информация уже появлялась в нескольких источниках). Гран-при фестиваля - Огни (Шацк). Номинация "Рок-н-ролл": 1 место - балет "Думм" (Москва); 2 место - камерный балет "Алетейя" (Москва); 3 место - театр танца "7 плюс" (Рязань). Номинация "Клубный танец": 1 место - танцевальный коллектив "Бит-стрит" (Рязань); 2 место - танцевальный проект "Ф.Р.А.К." (Рязань); 3 место поделили проект "План" (Москва) и театр музыки и танца "Щелкунчик" (Оренбург). Номинация "Фолк": 1 место - балет "Думм" (Москва); 2 место - театр музыки и танца "Щелкунчик" (Оренбург); 3 место поделили образцовый хореографический ансамбль "Вердица" (Скопин) и группа свободной хореографии "Дис Танцы-Я" (Калуга). Номинация "Слоу": 1 место - камерный балет "Алетейя" (Москва); 2 место - балет "Думм" (Москва); 3 место - образцовый хореографический ансамбль "Вердица" (Скопин). Номинация "Фристайл": 1 место - танцевальный коллектив "Бит-стрит" (Рязань); 2 место - балет "Думм" (Москва); 3 место - танцевальный проект "Сила безмолвия" (Самара). Победителем детского конкурса "Черный котенок" стал танцевальный коллектив "7 плюс" (Рязань). Не знаю, как вы, а я результатами не очень доволен.

Гран-при увезли "Огни" из Шацка. Они, конечно, молодцы, коллектив очень вырос в профессиональном плане за последние годы (например, "Ежик в тумане" - это просто здорово), но на абсолютного победителя никак не тянет (ведь все познается в сравнении, а сравнить было с кем). Два первых места получил "Бит-стрит". Это просто смешно (особенно 1 место в номинации "Клубный танец" за "АББА шоу"). Массовость, элементы шоу, шикарные костюмы - это все хорошо. Но ведь должны быть еще и танцы (все-таки фестиваль-то танцевальный). При чем интересные, необычные, качественные. А их практически не было (что, впрочем, характерно для данного коллектива уже в течение нескольких лет). Получилось, что когда было шумно, весело, попсово, зритель (в массе своей) был в восторге, потому и проголосовал таким вот образом. За "Думм" и "Алетейю" я был совершенно спокоен, уж по одному 1 месту они бы точно получили (так и вышло). Хотя было видно, что ребята явно рассчитывали на Гран-при (и, в общем-то, вполне обоснованно). На мой взгляд, совершенно зря практически обделили вниманием два действительно интересных и оригинальных коллектива - "План" и "Сила безмолвия". В какой-то степени это было предсказуемо (скорее всего, их творчество, как сейчас модно говорить, "не для всех"), однако я надеялся на лучшее.

Организация фестиваля вызывает неоднозначные мысли. С одной стороны проделана огромная работа (например, расселение и аккредитация 300 с лишним участников), очень много для фестиваля сделал Николай Плетнев и сотрудники РДМа. Но это все незаметно обычному зрителю. А что тогда он может увидеть, кроме самих коллективов и их номеров? Например, сильно затянутую программу (в основном за счет ведущего, но об этом позже), плохо продуманную "галку", когда зачем-то за 5 минут до первого перерыва выступает вне конкурса "Чиф Рака", зато после окончания программы людям во время подсчета голосов делать вообще нечего, и многие просто уходят. Кто-то скажет, что это мелочи. Но я не соглашусь. В плане организации действительно что-то надо менять.

Теперь о ведущем. Им снова был Игорь Крысанов. И это было ужасно. В его арсенале было много "приспособлений для пыток". Это и пошлые шутки, и неуместные занудные рассуждения ни о чем, и нечленораздельная, а порой неграмотная (например, "нагинайтесь" в микрофон на весь зал) речь, периодически фамильярное поведение и пр. Зачем он по 3-5 раз вытаскивал коллективы на поклон после танца, думаю, никто не сможет объяснить. Очень запомнилось то, что в течение 3-х дней Крысанов так и не смог запомнить, что "Сила безмолвия" приехала из Самары (а не из Саратова), поэтому путался и ошибался много раз даже на "галке", что неприемлемо для профессионального ведущего. В итоге все вышеперечисленное удлиннило каждый день минут на 40 (если не больше), и это при том, что программа была и так очень насыщенная. Ко всему прочему старательно имитируемый ведущим в течение первых двух дней экспромт таковым не оказался, поскольку на Гала-концерте все так скажем фишки и комментарии к номерам прошедших в финал коллективов были продублированы с завидной точностью. Несколько лет назад (уже довольно много) на одном из "котов", передавая микрофон другому ведущему перед номинацией "Клубный танец" Игорь Крысанов сказал, что это его приемник, а сам он уходит с этой почетной "должности". Однако слова своего не сдержал, и вот уже сколько лет все также ведет фестиваль (а приемник к слову вообще уехал достаточно далеко от Рязани). В общем, лично для меня, Игорь Крысанов в роли ведущего - один из основных минусов фестиваля. При этом, подчеркиваю, я нисколько не умаляю его заслуг, связанных с разработкой идеи и раскруткой бренда, а так же с организацией фестиваля "Черный кот" в течение уже 22-х (!) лет.

Добавлю еще одну ложечку разочарования в огромную бочку удовольствия. Новое оформление "кота" мне совсем не понравилось. Вместо весеннего (как было сказано ведущим) оно получилось какое-то блеклое, серое, скучное, что совсем не отражает настроение фестиваля "Черный кот". Скажем, в прошлом году было гораздо лучше.

XXI Межрегиональный молодежный фестиваль современного танца 'Черный кот - 2008', РязаньА вот последний камень хочется бросить совсем не в огород фестиваля. Дело вот в чем. Меня сильно удивило, как мало информации о "Черном коте" было в СМИ и в Рянете. Как будто это совсем не значимое и не интересное для Рязани мероприятие. Можно допустить, что перед фестивалем информации было мало в принципе, и писать, в общем-то, было нечего. Хорошо, пусть так. Но уже прошла неделя после окончания "кота", а материалов прибавилось очень мало (попробуйте сами погуглить, и посмотрите, много ли ссылок вам удалось найти). Причем большая их часть содержит только перечисление победителей. По-моему, это не дело. Вы, конечно, можете сказать, что были видеосюжеты. Не спорю, были, хоть и короткие. Причем некоторые отлично подчеркнули непрофессионализм отдельных журналистов. Ради интереса можете самостоятельно попробовать найти все ошибки в размещенном ниже 40-секундном ролике, который был показа на телеканале "7ТВ".


А вообще давно пора создать сайт-презентацию фестиваля "Черный кот" (ведь 22 года существует уже как-никак). Не настолько это затратно, чтобы совсем не было возможности это сделать. Обновлять часто его тоже не нужно. То есть вложений минимум, а хорошо было бы всем. Но пока организаторы с этим не торопятся. К сожалению.

Подводя итог, хочется сказать, что самым разным недочетам и минусам не удалось испортить фестиваль и перебить общее ощущение праздника. Очень надеюсь, что в следующем году организаторы приложат усилия к тому, чтобы провести фестиваль "Черный кот" не просто "не хуже, чем в 2009-м", а гораздо лучше. Потому что "коту" необходимо развиваться, прогрессировать, расти. Оставаться на одном месте никак нельзя, да и не получиться так. А всех участников "Черного кота" хочется еще раз поблагодарить за их выступления: большое вам спасибо! Надеюсь, большая часть из вас приедет к нам и в следующем году (а рязанские коллективы и так никуда не денутся).



PS: Большой получился пост. Что-нибудь я наверняка упустил из виду. Но это не страшно, если что, отпишусь в комментариях или в новом посте. Напоследок сообщаю, что в субботу спектакль "Покатуха" в исполнении "Лицедеев" прошел успешно, и церемония вручения премии "Собаки.ря" хоть и в странной форме, но состоялась. Но сейчас и вы уже читать устали, и у меня силы кончились :) Поэтому подробнее о том, как все это было и кто в результате получил премию, читайте в ближайших постах.

11 коммент.:

M u s s комментирует...

Про молчание интернета - согласна на все сто. Видимо, это зависит от организаторов. Если они в сеть не заглядывают, то типа и нечего там делать :)))
А насчёт ведения... тож соглашусь. Самой приходилось работать с Игорем, это сложно, да :)
И оформление вызывало недоумение....
В общем, плюс тыща :)))

Анонимный комментирует...

Не первый раз отмечаю объяснимую неадекватность жюри!!! Чато профессионалы остаются за бортом! Любители нужны,не спорит никто. Но тогда давайте отделять профи отсамодеятельности!!

iryazan комментирует...

2Muss,
Естественно. Хотя я был удивлен не столько отсутствием организаторов в сети (в этом плане ситуация вообще не меняется). Легкое недоумение вызвало "молчание" или сухость и краткость новостных ресурсов, форумов и пр.
С Крысановым непосредственно никогда не работал (что не расстраивает абсолютно), но на некоторых мероприятиях пересекался. И его манера ведения одинакова для всех случаев. И, к сожалению, она неприятна. Да и профессионализмом не пахнет. Очередной пример (из множества) пример с "галкой", когда отмечание успешного свершения началось настолько заранее, что даже отвести до конца фестиваль не получилось, тому подтверждение. Это неправильно.

2Анонимный,
Жюри-то как такового как раз нет. Голосуют зрители. Их предпочтения налицо. А то, что фестиваль непонятно для кого (для профи или для любителей) - это действительно проблема. Но об этом я уже писал в посте.

Анонимный комментирует...

Результаты, как мне кажется, слишком непредсказуемы даже для зрительского голосования. Скорее всего, не обошлось без политики шоу-бизнеса.

iryazan комментирует...

А я как раз ничем практически не удивлен (ну, если только тем, что "Огни" получили аж гран-при). Все остальные результаты ( с небольшими вариациями) я как раз предполагал (исходя не из своих предпочтений, а из типичной реакции зала, который собирается на "галке"). А чем лично Вас так поразили результаты?

PS: Я не буду навязывать Вам свое мнение и переубеждать Вас, но просто одним из фактов является то, что оргкомитет фестиваля ожидал, что Гран-при возьмет "Алетейя" или "Думм", однако зал проголосовал иначе, и, как видите, никакая политика тут не помогла.

Анонимный комментирует...

Я первый раз был на этом фестивале, я не из Рязани, большинство коллективов я видел первый раз и я разбираюсь в хореографии. Моё мнение, коллективы "План" и "Сила безмолвия"(даже для примера) были лучше "Огней" и "Бит-стрита". А многие стоящие, техничные, осмысленные номера даже не взяли в гала-концерт. Если политика тут ни при чём (Алетейя меня, кстати, не впечатлила), тогда, значит зрители просто были все "свои".

iryazan комментирует...

Мнение "первопроходца" всегда очень интересно читать. С профессионализмом сложнее, потому как победителей на фестивале выбирает зритель (возможно, вообще в танцах не разбирающийся). Еще о некоторых нюансах фестиваля можно прочитать в посте за 6 апреля (http://iryazan.blogspot.com/2009/04/2009_06.html)

Сам я абсолютно согласен. "План" и "Сила безмолвия" оказались совершенно незапланированной мощной танцевальной силой, которая мое сердце завоевала сразу и окончательно. Даже не буду сравнивать их с "Бит-стритом", который вроде и существует 100 лет, являясь, в общем и целом, профессиональным коллективом, но уже давно опопсел и готовит свои шоу-танцы-показы костюмов с изначальным расчетом на теплый прием залом незамысловатых танцевальных композиций и на кабаки/корпоративы. И с "Огнями", которые, конечно, далеко не профи, но вызывают симпатию своим драйвом и постановками, тоже не буду сравнивать. Просто нет смысла :)
Действительно, многие классные номера либо не выиграли, либо вообще в "галку" не попали. Это обидно. А вот что делать - трудно сказать. Зритель всегда приходит разный: и "свой", и "неграмотный" и просто отдохнуть. Поэтому и существуют те проблемы, о которых писалось в этом и следующем постах.

PS: Комментарии iryazan - это комментарии автора блога (вдруг кто запутался). Просто поменял ник на более верный.

Анонимный комментирует...

Вот видите, и какой же должен быть повод многим обделённым приехать на следующий год? Только ради атмосферы?

iryazan комментирует...

Я таким положением дел тоже не очень доволен. Но выхода (кроме кардинальных изменений принципов фестиваля) пока не вижу.
Зачем приезжать? Я не могу ответить на этот вопрос за коллективы. Может из-за атмосферы (кстати, как она Вам?); может потому, что нельзя стоять на месте, нужно постоянно выступать; может потому, что "Черный кот" по сравнению с другими фестивалями пока не очень дорогой для участников; а может потому, что в Рязани есть зрители (пусть меньшинство), которые всегда рады, когда приезжают необычные, интересные коллективы, и всегда искренне благодарны им за то, что они дарят возможность наслаждаться уникальным, ярким, эмоциональным искусством.
Не могу отвечать за все вышеперечисленные варианты, но в последнем уверен на 100%. Я сам отношусь к этому меньшинству, и много моих знакомых тоже.

Анонимный комментирует...

Если закрыть глаза на явные минусы, то остаётся фестиваль как праздник танца, и атмосферу создаёт это огромное количество людей, посвятивших себя искусству и отдающих массу своих эмоций, чувств, всё, что они хотят выразить движением, зрителям. При этом никак нельзя оставаться равнодушным. Такая творческая атмосфера создаётся теми, кто приехал не за наградой, а чтобы показать себя, чтобы рассказать, о чём они думают и переживают.
И всё-таки, это не единственный фестиваль такого рода, и небольшая часть понимающих зрителей везде найдётся (спасибо им огромное, что они есть!), так что стоять на месте не придётся.

iryazan комментирует...

Все верно. Примерно так и получается уже который год подряд. От небольшой части понимающих зрителей многократное "спасибо" многим замечательным коллективам, выступающим от души и для души.

PS: Я не говорил, что "Черный кот" один такой фестиваль. Естественно существуют еще. И это замечательно, поскольку действительно такие мероприятия помогают коллективам развиваться.

Отправить комментарий